Турист Анна (scross84)
Анна
была 20 сентября 9:08
Фотоальбом

Музей авиации в Белграде

15 12

Музей авиации — малоизвестная достопримечательность Белграда. Расположен он около здания аэропорта имени Никола Теслы и часто бросается в глаза туристам только на обратном пути. В то же время этот музей — один из ведущих музеев подобной тематики в мире.

Музей изначально был запланирован мною как обязательный к посещению. Уже на следующий день после приезда я села на автобус, который идет в аэропорт и поехала «обратно». Во многом этому способствовала погода. Було пасмурно и дождливо, и гулять по городу под открытым небом не хотелось, а вот ходить в тишине и одиночестве по зданию музея среди старых списанных самолетов оказалось самое то. К сожалению, из-за погоды получились не самые качественные фото, но, может быть, и они подвигнут кого-то к посещению этого, без сомнения интересного, музея.

Здание музея находится не более, чем в пяти минутах ходьбы от аэропорта Николы Теслы. Перед входом нас встречает советский вертолёт Ми-4. Само здание круглое, внутри него - три этажа экспозиции. Стоимость билета в августе 2019 года была 800 динар для туристов и 350 для сербов. Парень, продававший билеты, пропустил меня как сербку, хотя я сразу представилась, что я из России. Мои друзья, посетившие этот музей, рассказывали, что среди его сотрудников есть свободно говорящие по-русски, и они могут провести экскурсию, но мне так не повезло.
Здание музея находится не более, чем в пяти минутах ходьбы от аэропорта Николы Теслы. Перед входом нас встречает советский вертолёт Ми-4. Само здание круглое, внутри него - три этажа экспозиции. Стоимость билета в августе 2019 года была 800 динар для туристов и 350 для сербов. Парень, продававший билеты, пропустил меня как сербку, хотя я сразу представилась, что я из России. Мои друзья, посетившие этот музей, рассказывали, что среди его сотрудников есть свободно говорящие по-русски, и они могут провести экскурсию, но мне так не повезло.
Часть экспозиции выставлена прямо на улице. Есть и самолеты, и вертолеты. Перед некоторыми из них (но я заметила, что не перед всеми) выставлены таблички с кратким описанием модели на двух языках: сербском и английском. Слева на фото с красным крестом на брюхе - советский вертолет Ми-8.
Часть экспозиции выставлена прямо на улице. Есть и самолеты, и вертолеты. Перед некоторыми из них (но я заметила, что не перед всеми) выставлены таблички с кратким описанием модели на двух языках: сербском и английском. Слева на фото с красным крестом на брюхе - советский вертолет Ми-8.
Но вот, например, перед этим симпатичным вертолетиком таблички не было.
Но вот, например, перед этим симпатичным вертолетиком таблички не было.
Имя этого хищного красавца тоже осталось мне неизвестным.
Имя этого хищного красавца тоже осталось мне неизвестным.
А это - рабочая лошадка Люфтваффе, Юнкерс Ю 52. Немецкий пассажирский и военно-транспортный самолет, который во время Второй мировой войны использовался для снабжения немецких войск и высадки десанта. Стоит ли говорить, что я каждый раз вздрагивала, видя на табличке название "юнкерс" или "мессершмитт"?...
А это - рабочая лошадка Люфтваффе, Юнкерс Ю 52. Немецкий пассажирский и военно-транспортный самолет, который во время Второй мировой войны использовался для снабжения немецких войск и высадки десанта. Стоит ли говорить, что я каждый раз вздрагивала, видя на табличке название "юнкерс" или "мессершмитт"?...
Предполагаю, что это самая старая модель самолета из всех представленных в музее. Сложно представить, как это вообще поднималось в воздух. На самом деле этот экспонат лишь реплика самолета, изготовленного пионером сербской авиации Иваном Саричем. Летом 1910 г. в Суботице Сарич выполнил первый полет на самолете собственной конструкции «Сарич бр.1».
Предполагаю, что это самая старая модель самолета из всех представленных в музее. Сложно представить, как это вообще поднималось в воздух. На самом деле этот экспонат лишь реплика самолета, изготовленного пионером сербской авиации Иваном Саричем. Летом 1910 г. в Суботице Сарич выполнил первый полет на самолете собственной конструкции «Сарич бр.1».
Большая часть экспонатов расставлены по кругу.
Большая часть экспонатов расставлены по кругу.
Но есть и те, что висят в воздухе. Вот этот малыш кажется совсем игрушечным. Интернет подсказал, что это акробатический планер.
Но есть и те, что висят в воздухе. Вот этот малыш кажется совсем игрушечным. Интернет подсказал, что это акробатический планер.
Еще одна страшная машина - Мессершмитт Bf 109 (в СССР его было принято обозначать Ме-109). Являлся одним из основных истребителей Германии на протяжении всей Второй мировой войны.
Еще одна страшная машина - Мессершмитт Bf 109 (в СССР его было принято обозначать Ме-109). Являлся одним из основных истребителей Германии на протяжении всей Второй мировой войны.
А это британский истребитель времен Второй мировой - Хоукер Харрикейн (Hawker Hurricane). Как вы уже, наверное, поняли, музей специализируется в первую очередь на военной технике.
А это британский истребитель времен Второй мировой - Хоукер Харрикейн (Hawker Hurricane). Как вы уже, наверное, поняли, музей специализируется в первую очередь на военной технике.
Ещё один британский истребитель - Супермарин Спитфайр (Supermarine Spitfire).
Ещё один британский истребитель - Супермарин Спитфайр (Supermarine Spitfire).
Советский истребитель Як-3. С успехом мог вести борьбу с численно превосходящим противником. Модель Як-3 была разработана в 1943 году ОКБ Яковлева А.С. на базе уже оправдавшего себя истребителя Як-1.
Советский истребитель Як-3. С успехом мог вести борьбу с численно превосходящим противником. Модель Як-3 была разработана в 1943 году ОКБ Яковлева А.С. на базе уже оправдавшего себя истребителя Як-1.
Легендарный советский штурмовик Ил-2, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации.
Легендарный советский штурмовик Ил-2, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации.
Рипаблик P-47 «Тандерболт» (Republic P-47 Thunderbolt) — cfvsq rhegysq истребитель-бомбардировщик времен Второй мировой войны. Состоял на вооружении армии США.
Рипаблик P-47 «Тандерболт» (Republic P-47 Thunderbolt) — cfvsq rhegysq истребитель-бомбардировщик времен Второй мировой войны. Состоял на вооружении армии США.
Он же, вид сверху.
Он же, вид сверху.
А это свидетельство недавней войны на Балканах. Крыло американского самолета-невидимки Локхид F-117 «Козодой» (Lockheed F-117 Nighthawk), сбитого 27 марта 1999 года в районе деревни Буджановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии. F-117 был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 советского производства 3-й батареи 250-й бригады ПВО. 

F-117 «заработал» свою репутацию в 1991-ом – боевыми вылетами в Ираке, во время войны в Персидском заливе. Он стал символом военной мощи благодаря современным технологиям, которые позволяли ему оставаться «невидимым» для всех радиолокационных систем. Но оказалось, что сербским радарам «закон не писан». После того, как газеты облетел снимок жителей села Буджановцы, пляшущих на крыльях сбитого самолета, появилась крылатая фраза: «Извините, мы не знали, что он невидимый».

Там же в музее в стеклянной витрине выставлены и другие части сбитого самолета, например, часть двигателя, кресло пилота. Я долго стояла перед этой витриной и пыталась представить, каково это было сидеть в том кресле и заведомо нести смерть ни в чем не повинным людям...
А это свидетельство недавней войны на Балканах. Крыло американского самолета-невидимки Локхид F-117 «Козодой» (Lockheed F-117 Nighthawk), сбитого 27 марта 1999 года в районе деревни Буджановцы в ходе военной операции НАТО против Югославии. F-117 был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 советского производства 3-й батареи 250-й бригады ПВО. F-117 «заработал» свою репутацию в 1991-ом – боевыми вылетами в Ираке, во время войны в Персидском заливе. Он стал символом военной мощи благодаря современным технологиям, которые позволяли ему оставаться «невидимым» для всех радиолокационных систем. Но оказалось, что сербским радарам «закон не писан». После того, как газеты облетел снимок жителей села Буджановцы, пляшущих на крыльях сбитого самолета, появилась крылатая фраза: «Извините, мы не знали, что он невидимый». Там же в музее в стеклянной витрине выставлены и другие части сбитого самолета, например, часть двигателя, кресло пилота. Я долго стояла перед этой витриной и пыталась представить, каково это было сидеть в том кресле и заведомо нести смерть ни в чем не повинным людям...
В самом центре зала выставлен самолет, являющийся гордостью югославской военной авиапромышленности, - СОКО J-22 Орао (в переводе с сербского - Орел). Истребитель-бомбардировщик, совместная разработка конструкторов из югославского Технического института ВВС и румынского Национального института науки и техники.
В самом центре зала выставлен самолет, являющийся гордостью югославской военной авиапромышленности, - СОКО J-22 Орао (в переводе с сербского - Орел). Истребитель-бомбардировщик, совместная разработка конструкторов из югославского Технического института ВВС и румынского Национального института науки и техники.
Вот он, красавец, даже в кадр не влазит.
Вот он, красавец, даже в кадр не влазит.
Симпатичный пузатый вертолетик - Сикорский S-55. Поступил на вооружение югославской армии в 1957 г.
Симпатичный пузатый вертолетик - Сикорский S-55. Поступил на вооружение югославской армии в 1957 г.
Бюкер Bu 133 Юнгмайстер (нем. Bücker Bü 133 Jungmeister) — немецкий учебный одномоторный биплан смешанной конструкции, для повышенной подготовки пилотов, использовавшийся перед Второй мировой войной и непосредственно в ходе неё. Конструктором самолёта был шведский инженер Андерс Дж. Андерсон. Прототип полетел 21 августа 1935 года. Самолёт Bü 133 производился с 1935 по 1941 год.
Бюкер Bu 133 Юнгмайстер (нем. Bücker Bü 133 Jungmeister) — немецкий учебный одномоторный биплан смешанной конструкции, для повышенной подготовки пилотов, использовавшийся перед Второй мировой войной и непосредственно в ходе неё. Конструктором самолёта был шведский инженер Андерс Дж. Андерсон. Прототип полетел 21 августа 1935 года. Самолёт Bü 133 производился с 1935 по 1941 год.
Фи́зелер Fi 156 Што́рьх (нем. Fieseler Fi 156 Storch) — немецкий армейский лёгкий самолёт разведки, связи и целеуказания, создававшийся и широко использовавшийся в период с 1937 по 1945 годы.
Фи́зелер Fi 156 Што́рьх (нем. Fieseler Fi 156 Storch) — немецкий армейский лёгкий самолёт разведки, связи и целеуказания, создававшийся и широко использовавшийся в период с 1937 по 1945 годы.
Аэро-2. Первый самолет югославской конструкции послевоенного времени.
Аэро-2. Первый самолет югославской конструкции послевоенного времени.
СОКО Ј-20 Крагуј (Крагуй в переводе с сербского — ястреб-перепелятник) — югославский и сербский лёгкий штурмовик, спроектированный в Авиационно-техническом институте в 1962 году и производившийся на заводах СОКО в Мостаре. Состоял на активной военной службе с 1964 по 1989 годы, ныне используется в качестве учебного и участвует в показательных полётах. Строился для борьбы с авиацией противника в условиях партизанской войны, проектировался также и для борьбы с вертолётами
СОКО Ј-20 Крагуј (Крагуй в переводе с сербского — ястреб-перепелятник) — югославский и сербский лёгкий штурмовик, спроектированный в Авиационно-техническом институте в 1962 году и производившийся на заводах СОКО в Мостаре. Состоял на активной военной службе с 1964 по 1989 годы, ныне используется в качестве учебного и участвует в показательных полётах. Строился для борьбы с авиацией противника в условиях партизанской войны, проектировался также и для борьбы с вертолётами
Разумеется, я не стала фотографировать все экспонаты музея. Там есть и деревянный макет самолета, и воздушный шар, и образцы военных ракет. Надеюсь, мой альбом покажется кому-то интересным, несмотря на его специфику.
Разумеется, я не стала фотографировать все экспонаты музея. Там есть и деревянный макет самолета, и воздушный шар, и образцы военных ракет. Надеюсь, мой альбом покажется кому-то интересным, несмотря на его специфику.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому